Новости

18.02.2015

Интервью Ген.директора ИК ИНЦЕНТРА для CRE Retail: «В России ценят не бренды, а качество»

Генеральный директор инвестиционной компании «Инцентра» Ле Чыонг Шон – о жестких строительных нормах в России, возможном приходе инвесторов с востока и философии азиатского шопинга в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва».

 – Господин Шон, вы очень давно живете в России и могли видеть развитие русского рынка недвижимости, что называется, abovo. Что вы склонны считать наиболее значительным изменением за последние 5–10 лет?

– В России, по моему мнению, сложилась уникальная ситуация. Это связано, конечно же, и с историческими аспектами: огромная страна, огромный рынок сбыта, который за очень короткий период перешел из плановой экономики в капитализм. Еще совсем недавно, в 1990-е годы, мы наблюдали восход рынка недвижимости с этими огромными вещевыми рынками, колоссальным превышением спроса над предложением. Тогда было неважно, чем и где торговать, люди были готовы продавать на картонках под открытым небом, главное – торговать в принципе. Потом, когда спрос был частично удовлетворен, стали появляться сначала качественные магазинчики в стрит-ритейле, затем торговые центры, и на данном этапе открываются многочисленные проекты суперрегионального масштаба. Сейчас в России сложилась собственная культура ритейла, Москва идет в ногу по разнообразию торговых форматов с мировыми столицами. Торговля за 10 лет стала настоящим магнитом для тысяч покупателей, частью городской среды. В том числе стали меняться предпочтения покупателей, появилось четкое стремление сократить время, потраченное на покупки, потребитель отошел от желания переплачивать ради статуса. «Инцентра» построила многофункциональный комплекс в первую очередь в ответ этим трендам, у нас присутствует немалая доля цивилизованных торговых площадей, предназначенных для предоставления разнообразия качественных товаров без переплаты в одном месте.

– В последние 10 месяцев к России – во всяком случае внешне – весьма изменилось отношение мирового бизнес-сообщества. Наблюдаете ли вы эти изменения, бывая в разных странах?

– Политическая составляющая, по моему мнению, никогда не должна играть решающую роль для бизнеса. Может быть, кто-то в Европе или США хочет играть в политику. Но мы хотим не играть в политику, а делать бизнес с русскими партнерами. Учитывая, что даже сейчас обеспеченность торговыми площадями в России составляет лишь 50% от мирового уровня, потенциал огромный. И если кто-то не хочет его осваивать – это его право.

– Верите ли вы как вьетнамская компания в такой ожидаемый приход азиатских инвесторов в Россию?

– Да, верю. Если обратиться, снова же, к истории вопроса, последние 20 лет сложилась ситуация, когда запад стал это центром мировой цивилизации и генерирования новых технологий, инновационных решений, а восток – центром мирового производства. Многие западные компании уже давно имеют не просто тесные экономические связи, но большие собственные ресурсы на востоке. И будет не прав тот, кто считает Россию исключительно «западной» страной. И тот, кто решит, что Россия – страна «восточная», также будет не прав. Это страна, которая в силу исторических, политических и экономических причин всегда будет обращена одновременно и к западу, и к востоку. В то же время российский потребитель по-прежнему открыт новому, его предпочтения не такие устоявшиеся, как, допустим, в Европе, где известные бренды существуют сотни лет. В связи с этим мы как вьетнамские инвесторы видим огромный потенциал в России и говорим о нем всем бизнесменам во Вьетнаме. Кроме того, очевиден высокий интерес к России китайских инвесторов. Экономика этой страны уже прошла определенный этап развития и теперь там есть запрос на экспансию.

– Нужна ли в таком случае масштабная PR-кампания русского рынка недвижимости на правительственном уровне, например, во Вьетнаме?

– Такие мероприятия регулярно проводятся. Например, Правительство Москвы в октябре провело в «Ханое» очень интересную встречу, где были представлены перспективы развития Москвы, ее градостроительный план. У наших государственных и исполнительных структур, а также вьетнамского бизнеса это вызвало большой интерес.

– Во что бы вы посоветовали вкладываться азиатским инвесторам в России уже сейчас?

– С нами постоянно и очень тесно общаются вьетнамские коллеги, консультируясь относительно России, поэтому мы уже имеем большой опыт в этом вопросе. Некоторые крупные вьетнамские структуры уже стали нашими партнерами и вошли в проекты «Инцентра». Я всегда им говорю, что сейчас, как никогда, нужно инвестировать в систему реализации и продвижения своей продукции – с тем, чтобы позволить вьетнамской продукции иметь достойное и понятное предложение на русском рынке. Для этого нужно или сократить так называемый путь от производителя к покупателю, или минимизировать то, что называется «пузырями» в ценообразовании продукции. Под последним я понимаю как материальные, так и нематериальные издержки, от большого штата, маркетинговых расходов и цены бренда до издержек, образующихся вследствие длинной цепочки от производства до потребительского рынка. Порой в цене все это занимает космические объемы.

– Какие вьетнамские бренды вам было бы интересно привезти в Россию?

– Мы уже их привозим. В торговом центре вскоре откроется универмаг «Вьет Хауз» – площадка, где будут представлены самые различные товары вьетнамских компаний – от одежды и обуви до предметов интерьера и посуды. Кроме того, «Винатекс» и «Милтон» разместятся на первом этаже ТЦ. «Винатекс» – это группа компаний, производящая текстиль и другие товары (более 120 компаний), работающая с более чем 400 корпорациями. Экспорт компании в прошлом году составил $2 млрд 900 тыс. «Милтон» – российская компания вьетнамского происхождения, молодежный, активно развивающийся бренд. Во Вьетнаме вообще очень сильны производители одежды и обуви. Эта продукция – удивительный пример идеального сочетания цены и качества, и нам хотелось бы представить их российскому потребителю именно в таком свете. Однако пока большинство марок – скорее локальная история, с исключительно внутренним спросом. Кроме того, многие компании работают на выполнение заказов под чужими брендами, в том числе западными. Для российского покупателя, не знакомого с вьетнамскими производителями и брендами, практически все вьетнамские бренды на данный момент неизвестны. И это наше слабое звено. Дело даже не в том, что этим компаниям нужно придумать звонкие английские названия – как более привычные для западного уха – и после этого представлять их здесь. Это не так важно, поскольку в России вообще, если не считать сегмент luxury, не слишком требовательны к брендам. На заре рыночной экономики многие российские производители начинали, например, с нуля шить одежду, их марки никто не знал. Но люди покупали потому, что качество было прекрасным, а цена – невысокой. Сейчас эти производители имеют империи. Вот живой пример того, насколько русскому покупателю не важны бренды, а важно качество. В этом смысле вьетнамским товарам найдется не так уж много конкурентов в мире. Поэтому для того, чтобы наших производителей здесь полюбили, нужно лишь, чтобы их узнали.

– Будете проводить активные кампании в стиле «покупайте вьетнамское»?

– Обязательно. Хотя мы понимаем, что это не делается в один день и необходимо время. но мы очень хотим, чтобы москвичам понравилась вьетнамская одежда, обувь, детские товары, продукты питания, тропические специалитеты. Наш кофе и чай – мы занимаем ведущее место в мире по их производству, и я уверен, что русский покупатель оценит их вкус и качество. Сувениры, интерьерные вещи, национальные промыслы – все это тоже будет. И, конечно, изделия из вьетнамского шелка, который ценится в Европе со времен Индокитая, а также нашей крокодиловой кожи – именно на ней работают многие люксовые бренды во Франции и Италии.

– В «Ханой-Москве» вьетнамские товары будут выделены в отдельные корнеры?

– Нет, напротив. Мы непременно хотим их представлять в синергии с остальными товарами. К тому же у нас будут не только вьетнамские, но и китайские, тайские, корейские, японские и, безусловно, российские товары. Наш торговый центр открыт не только азиатским, но партнерам со всего мира. Мы не азиатский центр, а в первую очередь площадка для торговли качественными товарами по приемлемым ценам.

– Вьетнамская кухня весьма скромно представлена в Москве: есть всего несколько кафе и вовсе не представлена уличная еда и «высокие» рестораны. Будете ли вы развивать эту тему в вашем проекте?

– Несомненно. В этом году мы открываем первый в Москве вьетнамский ресторан премиум-класса VietSoul. «Инцентра» хочет показать России настоящую вьетнамскую кухню и представить в меню блюда, с которыми, возможно, незнакомы даже те, кто неоднократно побывал во Вьетнаме как турист. Этот ресторан станет одним из «якорей» нашего торгового комплекса. Вторым национальным «якорем» станет вьетнамский спа-центр – VietSpa. Я сам большой поклонник наших методик, сочетающих в себе лучшее из китайской, тайской, балийской терапии. Это также будет проект премиум-уровня, однако цены в нем будут намного ниже, чем в других комплексах такого же класса в Москве. Эти два проекта – ядро вьетнамской составляющей нашего центра. Наша цель – не опустошать карманы москвичей, а продемонстрировать вьетнамскую философию бизнеса. Мы хотим показать, что проекты, где качество выше цен, существуют и могут жить даже в таком дорогом городе, как Москва.

– Как будет уживаться рядом с такими статусными местами флагманский гипермаркет-дискаунтер «Магнит», приход которого в Москву стал для рынка почти детективной историей?

– Когда мы думали, кого привести к себе в качестве продуктового «якоря», общалисьсо всеми известными продуктовыми ритейлерами в России. Но выбор мы остановили на «Магните», потому что нам очень понравился их принцип ведения бизнеса – в меру агрессивный, но при этом корректный. За счет жесткого управления в хорошем смысле «Магнит» интенсивно развивается, у них большая прочность, есть собственные логистика, плантации, производство – именно такой партнер нам и был нужен для «Ханой-Москвы». Для нас было очень важно и то, что «Магнит» полностью соответствует нашей концепции, как прагматичный бизнес, действующий по принципу: качественные товары за умеренные деньги. Чтобы это предоставить, нужно иметь очень устойчивое положение на русском рынке. А дискаунтер – это вообще скорее маркетинговый ход.

– Однако в России давно сложился определенный образ жесткого дискаунтера: грязные огромные ангары с серыми коробками, в которых пылятся не всегда свежие товары для покупателей с очень низкими доходами.

– В «Магните» этого нет. Конечно, была определенная коррекция ассортимента для нас – во флагманском гипермаркете много товаров премиум-качества. Московский рынок продуктов питания, конечно же, отличается от регионального, а «Магнит» до этого имел здесь только небольшие магазины. К сожалению, раньше они не смогли найти партнера для открытия большого объекта. Открытие флагманского гипермаркета у нас – своеобразная ступень для нас обоих. Это образцовый магазин с высококлассным сервисом, предоставляющий продукты по доступным ценам, а качество их продукции ничуть не уступает другим продуктовым сетям. Кроме того, у нас есть еще один совместный проект с «Магнитом» – продвижение вьетнамских товаров через остальные магазины сети.

– В вашем проекте один из наиболее высоких процентов GLA в Москве. И это в то время, когда рынок решил, что «просто шопинг» давно не работает, покупательская способность падает, а девелоперы строят комплексы с большими общественными пространствами и развлекательной частью.

– Здесь нужно прояснить вот что. Статистика арендопригодных площадей ведется ведь только за счет площадей самого торгового здания. Но у нас МФК, в котором 15 тыс. кв. м занимает культурно-деловая часть. То есть в нашем случае говорить о преобладании GLAне слишком верно. Искусство строительства формата МФК заключается в том, чтобы смоделировать потоки посетителей во благо каждой составляющей. Поэтому мы отнюдь не наступаем на «грабли» тех, кто когда-то делал узкие коридоры и низкие потолки в угоду сдаваемым метрам. Напротив, у нас светло, просторно, все направлено на то, чтобы покупатели приезжали к нам за «шопингом в ощущениях». Азиатский шопинг – это особая культура, самобытная и интересная, направленная на то, чтобы доставить покупателю удовольствие даже в мелочах. У нас не будет того, что есть в других торговых центрах, где посетители так устают от суеты, громкой музыки, шума, что потом приезжают домой и «отдыхают от отдыха». Мы хотим дать москвичам место, где атмосфера настолько комфортна, что уходить не захочется. У нас очень удобное расположение как для автомобилистов, так и для пользующихся общественным транспортом. От станции метро «Медведково» или «ВДНХ» до нас не более 15 минут по выделенной полосе, скоро мы запустим бесплатный трансфер.

– Реконструкция Ярославского шоссе началась практически одновременно со строительством «Ханой-Москва».

– Нет, уверяю вас, что мы не лоббировали реконструкцию Ярославки (смеется). Но, конечно же, как любые инвесторы, внимательно изучали транспортную ситуацию и перспективы реконструкции.

– Тогда что и где вам хотелось бы построить в России в следующий раз?

– Думаю, мы займемся масштабным логистическим проектом, который уже обсуждается с нашими вьетнамскими партнерами. Это будет большой комплекс в Московской области, с высококлассными складскими и производственными площадями. Принципиальное согласие от правительства Московской области уже получено.

– Господин Шон, что стало для вас главным сюрпризом, когда вы начали вести бизнес в России?

– Скрупулезность и точность в соблюдении строительных норм. Поверьте, Россия – одна из немногих стран, которая имеет очень жесткие строительные стандарты. И «Ханой-Москва» мы, конечно же, построили в полном соответствии с этими нормами. Скажу так: если бы мы строили такой проект во Вьетнаме, требования были бы в два раза ниже.

 

 Справка

Ле Чыонг Шон (Trườngn)родился в 1968 году в Хай Фонге. В 1985 году переехал в Россию, закончил Ленинградский институт водного транспорта.

Справка

Трехуровневый торговый центр многоэтажного многофункционального комплекса «Ханой-Москва» находится на севере Москвы, на пересечении МКАД и Ярославского шоссе. В 30-минутной зоне охвата проекта проживает более 2 млн человек, транспортный поток составляет более 20 тыс. автомобилей в час; в этом году планируется строительство полноразмерного заезда со МКАД.

Контактная информация для связи с нами по вопросами аренды

Наши контакты:

Остальные публикации

Акции и спецпредложения